На днях посмотрел михалковские «12«, подумывал написать о своих впечатлениях, да поленился. Однако зашёл у нас тут разговор, и я не удерживаюсь от ответа.

«Характер каждого персонажа отточен, ни капли сомнения и фальши» — ха! Точнее, ХА! Ха-ха!

Собственно, сразу видно, что это пьеса — именно потому, что персонажи абсолютно ходульные: не типы, а стереотипы. В театре это может быть уместно, но в кино мы привыкли видеть более живых людей. Тут же — персонажи из анекдотов: Рабинович, Хохол с салом в чемодане. Тут же — полит-агитка: отвратительный топ-менеджер Стоянов, еще более отвратительный правозащитник-демократ. Слава России! Слава Путину!

И во главе стола, как Иисус Христос, сам Никита Сергеевич: носитель высшей истины, единственный настоящий человек среди них всех, он молча следит за их разборками. «В эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня.»

Что же насчёт «раскрытия темы», то к чеченскому/кавказскому вопросу фильм особого отношения не имеет. Разве показать невинно обвинённого чеченского мальчика, и грузина-врача, который скачет с кинжалом, как абрек, — это значит научить русских кинозрителей национальной терпимости? Походя глупо поглумившись над полуамериканцем и хохлом? А русский (директор кладбища), хоть и ворует, но исключительно в богоугодных целях…

Некоторые говорят, что фильм хороший, интересный, и что за него не стыдно. Моё мнение — он растянутый и надуманный. А стыдно или нет — это вы у Михалкова спросите. Не моя проблема.