Мы с презрением относимся к подсказкам в стиле «Tip of the Day» и часто отключаем их при первой возможности. Обычно не читаем. Думаем: «что мне надо, я и так знаю, а остальное мне не интересно». Кто-нибудь видел человека, который относился бы к tips-ам с уважением?

И очень зря. Не так много существует каналов распространения элементарных практических сведений. Есть масса фактов, которые мы рискуем никогда не узнать — именно в силу их тривиальности. Они не попадают в учебные курсы, а читать техническую документацию мало кто станет.

Приведу «жизненный» пример, не из компьютерной индустрии. Позапрошлым летом мы с женой купили первый автомобиль, жигули-«восьмёрку». Мы, конечно, отучились своё в автошколе, догадывались, куда наливается омывайка, и в общем освоили переключение передач, но примерно на пятый день нашего вождения приключился казус. При выезде со стоянки надо было круто поворачивать, поэтому решили вывернуть руль заранее, не заводясь. Немного провернули, чувствуем — дельше не идёт. Стали заводить — ключ не поворачивается. Ну, думаем, всё, беда: и руль заклинило, и зажигание сломалось. Купили, называется, машину. Стал я в панике звонить мужику, у которого её купили. Что, говорю, такое, машина ваша не едет!.. Оказывается, так и должно быть (чтоб машину нельзя укатить было); дядька объяснил, как дальше поступать (крутить и руль, и ключ одновременно); завелись, уехали. В школе этому не учат, да…

В IT, конечно, подобных моментов в разы больше. Пользуешься, например, какой-нибудь программой, и не подозреваешь о существовании удобнейшего shortcut-а. Или (особенно в *nix-среде) делаешь какую-нибудь муторную фигню руками, не догадываясь воспользоваться всем известной утилитой. Или просто изобретаешь велосипеды, о которых все знают и поэтому никто их не обсуждает.

Разумеется, когда начинаешь чем-то пользоваться, всегда стоит полистать документацию. Это относится и к автомобилю, и к операционной системе, и к кубику Рубика. Но понятно, мало кому хватит упорства запомнить все команды и все функции. Тем более, ты ещё не знаешь, что именно тебе на самом деле понадобится. А потом проходит через десять лет и ты узнаёшь, что, оказывается, количество строчек в файле можно посчитать не только вручную.

Хорошо, если ты чувствуешь проблему. Тогда можно сознательно заняться поиском решения — искать в Интернете, спрашивать друзей. А если тебе и в голову не приходит, что что-то не так? Поэтому очень важно иметь механизмы распространения тривиальных фактов. Как забивать гвозди? Что такое этногенез? Чему равно πe?

У нас в офисе установлен специальный компьютер по прозвищу «Я.Зомбификатор», на экране которого, проходя мимо, можно читать сменяющиеся подсказки на разные темы — начиная с расписания выдачи бутербродов, и заканчивая патчами для KDE под FreeBSD. Но, конечно, его база знаний не очень большая. Может, сделать глобальный сервис http://www.TofD.org, с полным охватом всех сфер человеческой деятельности? Это будет серьёзное дело, вроде википедии. В ЖЖ, знаю, есть сообщества Useful FAQ и Useless FAQ, но я не люблю закрытые ЖЖшные решения, и вообще это не совсем то.

Кстати, смех смехом, а это был бы очень приятный и ненавязчивый сервис. А если добавить модерацию и возможность выбирать темы, то даже полезный для кого-то. Подписываешься по почте или RSS (а то и по SMS), получаешь десяток полезных фактов в день. Ровно так же я сейчас подписан на Word of the Day от Urban Dictionary — не то, чтобы очень полезная штука, но иногда попадаются забавные словечки. И на википедии есть «статья дня», за которой интересно следить. Так что и мой сервис был бы, я думаю, вполне популярен.

Или я опять изобретаю велосипед, и всё уже придумано до нас? Пойти погуглить, что ли?..

Advertisements