Иногда нужно бежать изо всех сил, чтобы просто удержаться на месте.

Что я ненавижу в программировании, что можно написать гору кода, и никто этого не оценит. Ну, что там — второй раз за три месяца смайлики выкатили? А сколько сил, сколько умища потрачено на невидимую работу, вы знаете? Удивительно, что вообще что-то работает!

Ещё хуже — с написанием игр. Я несколько раз в своей полной страданий жизни начинал писать игру, обычно — одну и ту же: римейк Warlords. Существующий их клон Freelords уродлив и страдает ползучим фичуритом, распространённым в open-source среде заболеванием; да и вообще — клон нужен не чтобы играть, а чтобы писать. Так или иначе, в последнюю свою попытку я, скрипя зубами, решился делать графическую версию (!) (в отличие от предыдущих ASCII-шных попыток), и даже успел запрограммировать поиск пути (!!) (А* с переменной стоимостью, если кому интересно), но как только начал кодировать зачаточную интерфейсную систему, тут же и сдох. Было это, что ли, с год назад — значит, после Нового Года пора будет начинать снова.

И это при том ещё, что в нашей индустрии считается сравнительно легко воплощать замыслы в жизнь. А если б я был архитектором? Авиаконструктором? Генетиком-евгеником, в конце концов? И то прогресс, что ныне Кони…

Этим меня привлекает веб-дев, что в нём надо меньше писать при большем видимом результате, чем в классическом программировании. К тому же всё написанное мгновенно становится доступно, и — по идее — огромному количеству людей. За большинством успешных проектов стоит более или менее оригинальная идея, и довольно мало кода. По крайней мере, кодирования функциональности как таковой. При этом в сто раз больше усилий может тратиться на поддержание работостопособности инфраструктуры. Мониторинг, тестирование, архивирование, кеширование, оптимизация и т.д. — всё это не видно пользователю, и всё это требует гораздо больше сил и, главное, умений, чем собственно приложение.

Возьмём для примера то же Я.Ру. Функциональность вся достаточно понятная, проверенная годами. Человеку, немного знакомому с SQL и PHP, дай в руки долото — он к послезавтрашнему утру настрогает если не столько же, то уж половину наверняка. Причём он, если обучен, даже сделает всё красиво, по уму: с нормализацией, с иерархией классов, с, не дай бог, паттернами. Но когда дойдёт дело до запуска в массы — даже на таких умеренных нагрузках, как Я.Ру, — тут-то и выяснится, что все его классы и нормализация идут лесом, а надо полпроекта переписать на ассемблере и plain-text файлах вместо базы, половину динамических страниц генерировать в статику уродливым скриптом на перле, а поверх всего поселится мозговой слизень нейронная сеть, самостоятельно определяющая, куда именно пойти очередному пользователю.

И оказывается, что на курсе «Стань вебмастером за 24 часа» учили не так и не тому. И что рисовать в Фотошопе и устанавливать Апач на Винду почему-то не надо, а как опимизировать расход памяти или распараллеливать приложение между серверами, никто не говорил.

Работа ведётся. Трубы Сроки горят, но почти не срываются. Люди стирают руки по локоть (об клавиатуру). Система работает. И когда некоторые, не буду тыкать пальцем, жалуются, что, мол, новых фич мало, или какие-то баги не фикшены, то вспоминаются слова Пронина-дедушки из мультика: «Если б не я, внучок, тебя б вообще на свете не было». А фичи — они придут…

Реклама