Ведение дневника для многих, особенно на больших блог-системах вроде Я.Ру или ЛивИнтернета — это своего рода игра. Без чётких правил и с не вполне конкретной целью, но тем не менее. Причём в ней есть и соревновательная компонента, и коллективная, «на общее благо».

Есть тривиальные, как сейчас любят говорить, «пузомерки»: количество читателей, друзей. Собственно, крутизна любой домашней странички, не только блога, измеряется в простых поисковых категориях: позиция в гугле, индекс цитирования, посещаемость. Эти параметры без изменений проецируются на дневники. Более смешной показатель — разница friends/friend-of, которую тоже можно выводить из формул расчёта PageRank, но в блогах имеет скорее психологический смысл: легко напроситься на подружение, если задружаешься сам, а вот заполучить невзаимного друга — это явная заслуга твоего контента.

Количество комментариев — тоже интересный показатель. Приятно получить к какому-нибудь посту сотню ответов. Понятно, что истинная ценность этих комментов может быть нулевой: например, если это всё «плюс-адин» и «аффтар жжот». Выдержать содержательную дискуссию на сто реплик может не каждый интеллектуал, тем более в Сети, где скорость переключения контекста огромна, и нет причин задерживаться на одной теме. Поэтому наибольший отклик идёт на мультимедийные посты, где достаточно просто отметиться. Комментируя, я выражаю своё почтение автору, поскольку добавляю ему условных очков в условной гонке блогов, и могу потом рассчитывать на ответную благодарность. На таком обмене любезностей растут целые общества «первонахов», которые ставят ссылки на YouTube и Fishki, а потом обмениваются между собой многочисленными восхищёнными «ф десятке».

Параллельно существуют микроигры «ради процесса», которые служат для укрепления межблоггерских связей, всякого рода вирусные штуки. Человек участвует в них не столько, чтобы «набрать очков», но чтобы доказать свою причастность к процессу. Простейший пример — тесты (http://aloepole.ru/faces/tests/ и подобные). Человек проходит тест, чтобы показать: да, я в теме, я со всеми, я тоже прохожу тесты. Прочти и передай товарищу. Иногда появляются цепные посты старого стиля (один мальчик запостил этот коммент двадцати друзьям, и на следующий день ему сломали обе ноги…). Более современная версия — флэшмобы.

Интересный вопрос, как сделать настоящую блогосферную игру с правилами и победителями. Существенно, чтобы решение задачи не автоматизировалось (типа «напиши десять постов и получи двадцать комментариев»), иначе выигрывать очень скоро будут одни роботы. Хорошая игра не должна требовать много времени (иначе начальство нас возненавидит), при этом человек должен иметь возможность поиграть в любое удобное для него время, а не в час Икс, и плюс ещё не иметь возможности поделиться спойлерами с друзьями. При этом игра не должна быть сильно завязана на один центральный сервер, предоставляющий игровые данные (иначе какая ж она блогосферная?) — сервер игры должен только следить за правилами и вести учёт очков. Ну и желательно, чтобы эта игра требовала от игроков написания чего-то в дневник (или чужие дневники).

Тот, кто сделает такую игру, взорвёт мозг всего РуНета. Я уже начинаю придумывать…

Реклама