Три месяца, проведённые в Я.ру (вход пока что по приглашениям), укрепил меня в отношении к массовым блог-хостингам.

Зато моё отношение к ЖЖ несколько улучшилось. Раньше я считал, что ЖЖ — это такая безумная клоака, в которой миллионы упырей матерно флеймятся о бессмысленных предметах, а жалкая горстка адекватных ютится в уголке. Теперь я понимаю, что там ещё не всё плохо. Тут я, конечно, не про «ярушечку», в которой пока сплошные яндексовцы да гики, а про эмо-блудняки вроде блогов на Mail.Ru или LiveInternet. Если в ЖЖ вполне возможно читать какие-то разумные сообщества, и просто адекватных людей, то в иные системы и заглянуть страшно — даже если там и есть кто-то вменяемый, я его никогда не увижу.

Тем не менее. Когда я шляюсь по сети читаю свои подписки в гугльридере, у меня очень редко возникает желание что-либо прокомментировать (тем более редко я его реализую), при этом тексты, которые я читаю, в среднем более или менее осмысленны. Когда я захожу в админку Weekly, я пишу развёрнутый и, смею надеяться, содержательный текст. А вот когда я открываю свою ленту в яру, моё поведение dramatically (очень мне нравится это слово!) изменяется. Я начинаю постить короткие шуточки и афоризмы, пишу малознакомым (и вовсе незнакомым) людям бессмысленные комментарии, брожу по ссылкам, разглядываю фотки — убиваю мозг. Мало того, что у меня не возникает желания писать туда связные тексты (отчасти причина в том, что для серьёзных писаний у меня есть этот weekly), я и потребляю информацию совсем иначе!..

Хорошо, что я чувствую, как растёт моя утомлённость этой суетой. Если бы не Ку, гениальная находка наших менеджеров (вроде экспириенса в ролевых играх), да рабочая необходимость, я бы уже, наверно, забросил это баловство. Я вполне достаточно тупею от чтения своих подписок, чтобы нуждаться в дополнительном мозговом слизне. В какой-то момент мозг подаёт сигнал: «Хватит тупить! Сделай что-нибудь полезное!». У других эти сигналы, возможно, не доходят.

Некий неформализованный аналог Ку есть в любом замкнутом сообществе. Не то, чтобы авторитет, а, скорее, заметность. Причём в отличие от нашего Ку, набираемого раз навсегда, эту заметность нужно всё время поддерживать. Галдеть в комментах, провоцировать флеймы и т.д. Не каждому дано стать заслуженным A-List блоггером, по сумме интересных записей. Большинству, чтоб чувствовать значимость своего дневника, приходится прибегать к суетливому распространению своей шелухи. Давно понятно, что блоггерство распадается на веб-журналистику и любительскую болботню — и неважно, пишет ли человек в ЖЖ или на self-hosted WordPress движке (хотя болботня, конечно, куда легче производится на больших хостингах, где можно дружиться, вступать в сообщества и т.д.).

Тут можно кинуть пару красивых фраз, что «настоящий блоггер пишет для себя» или «не ищет популярности», но это, конечно, ерунда. Бывают самые разные мотивы — кто-то пишет для денег, кто-то продвигает свой бизнес, кто-то занимается журналистикой и попутно выкладывает свои тексты на веб… Главное, интересность блога не измеряется количеством человек, которые его читают. Посетители приходят, потому что знают автора, или потому что он заспамил гугль, или потому что у него большой ку и его фотки висят на морде яндекса. Но читать-то всё равно нечего!

Ваши впечатления о пробке на ТТК? Ваши фотки с велосипедной прогулки? Ваши патчи для KDE под FreeBSD? Всё это интересует меня, только если мы знакомы в реальной жизни, и для этого не нужны огромные блог-хостинги. Блог-хостинги нужны, чтоб всасывать слабые души и порабощать их на фабрике в Великой Экономике Гугла (в конкретном случае — Яндекса, СУПа и т.д.) И если раньше человек ещё был способен на что-то полезное (не обязательно в смысле «написать словами в интернет», но и «поработать» или «сыграть с младшими братьями в волейбол»), теперь он производит бессмысленные килобайты, которые на самом деле никому не должны быть интересны.

Конечно, я утрирую: есть хороший контент в любой системе — те же сообщества часто вполне содержательны, — но есть основной стержень, вокруг которого строится сервис. Написание длинных содержательных текстов — (веб-)журналистика. Обсуждение фиксированной темы группой людей — newsgroups, форумы и т.д. Выкладывание фотографий — всякие фотохостинги в чистом виде. Даже для обмена ссылками существуют специализированные сервисы — клоны del.icio.us и digg-а. Основная фишка коллективных блог-хостингов — это, ничего не поделаешь, тусование и меряние ку. Люди! Кончайте убивать время в комментах! Идите лучше работать, или пива попейте.

А насчёт Ку — всегда можно залезть в базу и прибавить немного.

