Легкомыслие не доведёт до добра. Опасность подстерегает на каждом шагу. Особенно — в Сети. В реальной жизни можно обходить тёмные закоулки стороной, в виртуальной — они сами приходят к тебе. И нет от них спасенья.

Я недавно писал о далёких недалёких AOL’овцах, оплошавших в миллионном масштабе. Сегодня — о близком, чтобы почувствовать, как все мы подвергаемся риску. На днях я получил по аське сообщение от одного коллеги с просьбой одолжить немного webmoney. Приходит он, я ему честно говорю, что виртуальными деньгами не пользуюсь и одолжить не могу, на что он спокойно так отвечает: не обращай, мол, внимания, не ты один такое сообщение получил, и не писал я этого, а кто-то мою аську взломал и рассылает такие просьбы.

Мне повезло — и денег у меня не было, и сижу я с ним за соседним столом. Но я не заподозрил подвоха, хотя мог бы. Неуместность обращения по аське вместо устной просьбы, странное время отправления (что-то в районе полуночи)… В других обстоятельствах жулик мог бы достигнуть своей цели. Мы забываем, что электронное общение менее надёжно, чем личное, и так же, как доверяем своим органам чувств в реальной жизни, так же полагаемся и на виртуальные сведения, полученные от компьютера. Встретив знакомого на улице, мы не сомневаемся в его личности:

Гоголь переоделся Пушкиным, пришёл к Пушкину и позвонил. Пушкин открыл ему и кричит: «Смотри, Арина Родионовна, я пришёл!».

Также мы не сомневаемся, когда знакомый звонит нам по мобильнику, хотя это уже чревато. Тем более опасно, когда человек звонит по телефону или в дверь, и говорит, что он ваш участковый. Даже если он в синей форменной рубахе и пр. Если же вы получаете электронное письмо или мгновенное сообщение, тут вообще пиши пропало. С вирусами худо-бедно научились разбираться (и то — наиболее продвинутые): получив пустое письмо с приложенным файлом даже от лучшего друга, открывать не спешим. Но, что если он просит денег или спрашивает о чём-то существенном? По уму, надо держать ухо востро и проверить, каково истинное лицо отправителя. Можно вступить с ним в разговор на какую-нибудь приватную тему. Написать на другой адрес или позвонить по телефону. Найти и расспросить лично. Сложно, сложно… По крайней мере, видя на мониторе имя и фамилию своего знакомого, подумайте: кто там, с другой стороны экрана?

Многие совершенно не отдают себе отчёта, насколько это серьёзная проблема. Виртуальные цифровые сущности ассоциируются с реальными людьми, и раз уж обратить этот процесс невозможно, следует бороться за то, чтобы эта ассоциация была надёжна. Нужно оберегать собственную личность и не покушаться на чужие. Меня поражают, например, коллеги, которые говорят: «вот, у меня шестизначная аська; друзья её взломали и подарили мне на день рожденья». Они не используют взломанную учётную запись для воровства и обмана; но разве хорошо украсть у человека паспорт, если вам понравилась фотография в нём? Если же ваш паспорт аккаунт взломали, обязательно заведите другой, смените пароли и проинформируйте всех знакомых как можно скорее: опасность! В городском парке появился маньяк, который выглядит в точности, как я! Оберегайтесь подделок!

