Последняя новость, взбаламутившая умы поборников свобод: компания AOL опубликовала поисковые логи, примерно 20 миллионов запросов от 650 тысяч пользователей, с уникальными идентификаторами пользователей. Вскорости файлы были убраны, однако они уже успели разбежаться по Сети. Репутация компании сильно пострадала, общественность негодует. И есть, в общем-то, от чего.

Казалось бы, невелика беда — поисковые запросы. Однако ключевое значение имеет привязка запросов к пользователю: личность человека можно вычислить по его запросам (он может искать своё имя, свой адрес и т.д.). Вычислив человека, дальше его запросы можно использовать множеством способов: от шантажа, если он ищет детскую порнографию, до ареста, если он хочет убить жену. Не прибавлет AOL-у очков и то, что когда полгода назад американские власти потребовали от гугловцев аналогичные логи даже без идентификации пользователей, те решительно отказались, и тогда сетевая общественность долго восхваляла Google (в отличие от Yahoo!, MSN и того же AOL, которые тогда данными поделились).

Впрочем, говоря у Гугле, стоит отметить, что его знамя с девизом Don’t Be Evil изрядно покачнулось, когда они открыли китайский сервер Google.cn. В Китае, как известно, очень сильна сетевая цензура — множество сайтов заблокировано, людей сажают в тюрьму и всё такое. Гуглу пришлось пойти на уступки и вырезать из результатов поиска все запрещённые сайты. Чтобы не попасть под ещё более жёсткие требования, китайские версии GMail и Blogger они не стали делать вообще — в отличие от, например, Microsoft, чей MSN в китайской версии не даёт искать в Сети китайские слова «свобода» и «демократия». Вообще, крупные компании охотно идут на сделки с китайскими властями, поскольку рынок там огромный, а такие мелкие уступки, как закрытие диссидентских блогов и сотрудничество с полицией при аресте журналистов объясняются необходимостью соответствовать местным законам и тем, что we can make more of a difference by having even a limited presence and growing our influence, than we can by not operating in a particular country at all.

Китай Китаем, но своя рубашка к телу ближе. Действительно, любая сетевая активность любого пользователя где-то регистрируется, проходит через провайдера, учитывается в логах. Защитить свою privacy нереально. Между мной и сервером находится десяток компьютеров, каждый из которых может записать все мои действия. Ладно, я могу использовать шифрование для некоторых действий. Например, банковские операции всегда проходят по шифрованному протоколу HTTPS, так что промежуточные узлы Сети (тот же провайдер, например) не могут узнать номер моей карточки или пароль. Другие важные сервисы — почта, аська и т.д. — тоже должны шифроваться. Но в любом случае, шифрование, во-первых, доступно не всегда (поисковики вряд ли станут работать с HTTPS), во-вторых, не позволяет скрыть факта общения с тем или иным сервером (а только содержание разговора), и в-третьих и главных, не может защитить от предательства со стороны собеседника. Именно поэтому Гугл прав, а AOL не прав: не столько даже дело в этих поисковых историях, хотя и в них тоже, но главное, Google получает кредит доверия, он заявляет, что частные данные своих пользователей никому отдавать не собирается. Увидев их отношение, люди поверят, что сотрудники Гугла не станут лазить в их почту или торговать номерами их кредиток (вы уже слышали про Google Checkout?). И в самом деле, нам остаётся только доверять. Чтобы частная информация не могла стать доступной в принципе, нужно, чтобы никто не вёл никаких логов — это, конечно, нереально; и, главное, невозможно проконтролировать. Никуда не деться, все наши письма, заходы на порносайты и запросы об устройстве атомной бомбы где-то сохраняются. Остаётся либо надеяться, что они никого не заинтересуют, либо в принципе не делать в Сети ничего такого, о чём можно пожалеть.

UPDATE: вот уже появился и веб-интерфейс к AOL-овским данным. К сожалению, он сделан криво и потому не поддерживает русский язык, но что поделаешь, американцы… Собственно, в исходные файлы я не заглядывал — может, там только англоязычные запросы. Другой интерфейс заявлен на www.aolsearchlogs.com, но сейчас он не работает (зато там действует форум). Публика веселится.

UPDATE 2:первая жертва AOL.

Advertisements