Несколько лет назад Леська с Лексой притащили к нам из своей московской компании эту заразу. Канаста губительна во многих отношениях: во-первых, это карточная игра, что само по себе ужасно. Во-вторых, она рассчитана строго на четверых участников, так что кто-нибудь остается вне игры. В-третьих, продолжается одна партия несколько часов, причём обычно ночью.

Используеются две колоды (смешанные вместе) по 52 карты плюс четыре или пять джокеров. Сдающий предлагает снять соседу справа, тот открывает три нижние карты из снятой части и может взять любые из них в свою руку. Затем сдающий сдает по 13 карт (правому соседу, если он уже взял что-то, соответственно меньше). Колода кладётся рубашкой вверх посреди стола, одна карта открывается и кладётся рядом (тут будет корзина). Сдающий может обменять открытую карту на любую карту из своей руки. Затем все игроки выкладывают из своих рук на стол красные тройки и берут взамен карты из колоды (если красная тройка попадается кому-то по ходу игры, с ней поступают так же).

Цель игры состоит в том, чтобы собирать и выкладывать на стол комбинации карт одного достоинства, канасты. Играют двое на двое, и выложенные на стол карты являются для партнёров общими, с некоторыми оговорками. Карты от четвёрки до семерки оцениваются в пять очков, от восьмёрки до короля — десять, тузы — двадцать. Чтобы открыть канасту, надо выложить не менее трёх карт одного достоинства; чтобы закрыть её (и получить существенный бонус), надо, постепенно добавляя (прикладывая) карты того же достоинства, довести их количество до семи. Двойки и джокеры называются козырями и могут использоваться вместо других карт при складывании канаст, однако закрытая канаста с использованием козырей (грязная) приносит меньше очков, чем без них (чистая). Козырей в любой канасте всегда должно быть строго меньше, чем нормальных карт. Джокеры стоят пятьдесят очков, двойки — двадцать. Можно также собирать канасту из козырей (она называется бешеной). Когда канаста закрыта, она складывается в аккуратную стопочку, причём если она чистая, то верхняя карта должна быть красного цвета, а если грязная — черного (для наглядности).

Ходят по очереди. В начале хода игрок обязан взять — либо одну карту из колоды, либо корзину (всю целиком). В конце хода обязательно положить одну карту в корзину (то есть такой ход, к концу которого у игрока не остаётся карты для корзины, недопустим). Если у игрока после хода осталась одна карта, он обязан объявить об этом. Чтобы взять корзину, нужно, чтобы относительно верхней карты корзины выполнялось одно из условий:

  1. У команды игрока открыта (и не закрыта!) канаста номинала этой карты;
  2. Игрок открывает канасту с этой картой, причём если команда игрока ещё не открылась (см. дальше), то нужно иметь на руках две карты этого номинала, если же уже открылась, то можно использовать одну обычную карту и джокера.

Если верхняя карта корзины — козырь или чёрная тройка, взять корзину нельзя. Говорят, что козыри и чёрные тройки закрывают корзину. Также, как я уже упоминал выше, корзину закрывает карта, номинала которой у следующего игрока есть закрытая канаста.

Открытие. Открыться — значит, открыть свою первую канасту. Чем больше очков на счету у команды, тем больше очков должно быть в открытии. В начале открываются с 50 очков, то есть чтобы начать выкладывать карты на стол, надо одновременно выложить на стол карты на сумму не меньше 50 очков (например, три семёрки и два короля+двойка = 3х5 + 2х10 + 20 = 55 очков). Затем, после 1500 очков открываются с 90, после 3000 — с 120, после 5000 — с 150. Если игрок (именно игрок, а не команда) выкладывал красные тройки, то при открытии они засчитываются по пять очков каждая. Во все последующие ходы можно прикладывать карты к своим (или партнёра) канастам, а также открывать новые канасты без ограничений. В том числе, если одна команда открыла канасту некоего номинала, то команде противников не запрещается открыть такую же.

Закрытие и конец партии. Розыгрыш раунда заканчивается, когда один из игроков после хода (обязательно снеся одну карту в корзину) остаётся без карт. При выходе из игры, кроме обычных действий, допускается прикладывать карты к своим закрытым канастам, а также выложить «канасту» из чёрных троек (три или четыре штуки, приносят по пять очков). Необходимо, чтобы команда к этому моменту закрылась, то есть имела хотя бы одну закрытую канасту, иначе оставаться без карт нельзя. Подсчитываются очки: все карты, оставшиеся на руках, идут в минус (чёрные тройки — по 100 очков), карты же, выложенные на стол, идут в плюс, если команда успела закрыть хотя бы одну канасту, иначе — тоже в минус. Красные тройки при этом считаются по 100 очков, если в плюс, а если в минус — тогда по 5. Грязная канаста приносит бонус в 300 очков, чистая — 600, бешеная — 1200; за выход из игры начисляется 200 очков.

Варианты и ссылки. free-time.ru даёт гораздо более замысловатые правила блокировки корзины козырями и взятия корзины вообще, предлагает сдавать по 12 карт, начислять очки за козыри как за карты, которые они заменяют, плюс множество мелких отличий. gambler.ru их поддерживает (текст, кажется, содран с free-time). Кирилл и Мефодий вообще ограничиваются 11 картами, а также дают историческую справку:

Родиной канасты считается Уругвай, а временем возникновения конец 1940-х гг. К 1948 она стала самой популярной игрой в фешенебельных клубах Аргентины, а в 1949 была завезена в США. «Официальные» правила были зафиксированы клубом «Ридженси» в Нью-Йорке в 1950, а в 1951 пересмотрены. На европейском континенте, в том числе и в России, канаста снискала умеренную популярность, а в Латинской Америке продолжает оставаться одной из самых распространенных игр.

free-time.ru также предлагает скачать пару компьютерных игр в канасту. Википедия даёт исчерпывающую информацию об игре и множестве вариаций (отмечу распространённое правило, которое мы не знаем: давать дополнительные очки за все четыре красные тройки у одной команды). Георги Чорбаджийски сообщает, что Канастата е много подла игра. Невозможно не согласиться.

Advertisements