Кабанчик ездил отдыхать в Израиль, привез подарки — футболку с надписью «Israel defence forces» и ермолку, т.е. кипу. Я был рад такому подарку — немного сионизма никогда не повредит. Благо на следующий день был корпоративный пикник, будет перед кем покрасоваться.

Однако, принарядившись, я почувствовал изрядное беспокойство. Стоит ли рисковать? Не слишком ли опасно ходить в таком виде по городу? За последние несколько лет мне уже дважды били жидовскую морду незнакомые люди (и некоторое количество раз высказывались по национальному вопросу) — не слишком ли я буду напрашиваться на неприятности, выйдя из дому в подобной экипировке?

Разумеется, никаких неприятностей не было. Никто не прицепился ко мне, пока я шел до работы. Коллеги встретили меня милыми антисемитскими (или сионистскими, неважно) шуточками, мы обсудили вопросы эмиграции, обрезания и кашрута. Спортом, как выяснилось, в ермолке заниматься неудобно: даже несмотря на заколку, она вечно норовила слететь; так что я отступил от строгого соблюдения обычаев и время от времени снимал головной убор. А возвращение домой, которое могло оказаться наиболее рискованной частью программы, поскольку был вечер и я был не вполне бодр, было обезопасено составившим мне компанию Серегой Скрипцом, который человек добрейший, но его габариты заставляют потенциального обидчика несколько раз подумать.

И все-таки я не знаю, насколько безопасно в Питере выделяться из толпы? Кавказцев и металлистов останавливают менты. Индийцев и монголов убивают нацики. Торчки грабят старушек. Сколько дней можно проходить в ермолке прежде, чем тебя побьют или ограбят? Боюсь, я не стану ставить на себе такой эксперимент.

Но ведь на самом деле это такая гражданская позиция, диссидентство. Не бояться фашистов, ментов, просто бытовых ксенофобов. Каждый день идти в магазин как на демонстрацию. Это гораздо сложнее, чем раз в год появляться на яблочном митинге по какому-нибудь очередному печальному поводу. С одной стороны — вряд ли что-то изменится, если кто-то вдруг станет ходить по улицам в кипе или хиджабе. С другой — нельзя смириться со страхом. Свободная мы страна или нет? Многонациональная? Демократическая, в конце концов? Наденьте ермолку на президента, пусть народ привыкает.

